Автоматизация звуков и не только

Автоматизация звуков и не только ...

        
    Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка.  И как любой навык он требует много усилий и времени. Длительность периода работы над звуками в значительной степени зависит и от родителей. Для выработки привычного уклада при произнесении звука, задания требуют ежедневного и многократного повторения.
      Так же, не менее важным  является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль  за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делайте это  тактично, в спокойной форме. Ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация [С,З ]). Если же этот прием не помогает, Вам необходимо  показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звука у ребенка проходит более долгий период, то достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.
ПОМНИТЕ! Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки быстрее  войдут  в самостоятельную речь ребенка.
Для того чтобы превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру предлагаю вводить в занятия игры. Игра позволит Вам сместить акцент с произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач - «придумай», «запомни», «найди» и т.д.   
Конечно, основная цель Ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.


     Как автоматизировать звуки (вводить звуки в речь ребенка)? 
        Работа по индивидуальным карточкам (заданиям)
  • Взрослый произносит слово, ребенок повторяет его, голосом выделяя автоматизированный звук, например:  лллла-па (лапа);  тррррав-ка (травка);  мышшшш-ка (мышка),   сссссан-ки (санки), о-ссссса, са-лллллат (салат)  и т.д.
  • слова произносить по слогам, особенно трудные для ребенка;
  • заниматься надо каждый день;
  • следите за речью ребенка, поправляйте его на каждом слове, пусть повторит слово правильно, если ошибся!

Автоматизация звука [Ш] в словах.
Учимся делить слова  на слоги. 


     Игра Звук [Ш]



Автоматизация звука [С] в словах.
Учимся определять род и число существительных. 

    Игра "Звук [С]"       

    Игра "Парочки"      Игра "Подарки"
    (открыть - произнести)           (дифференциация [c] - [з])

Игра "День рождения Саши и Захара"                                       (дифференциация [c] - [з])


Учимся делить слова  на слоги


 Игра "Подарки Деда Мороза"



Автоматизация звука [Л] в словах.



Игра "Звук Л"





Дифференциация звуков Т, С, Ц




Игра "Разложи правильно"





Учимся определять место звука в слове (звук Р)

Игра "В каком домике живет звук?"

Игра "Найди звук"


Учимся определять место звука в слове (Звук А)


Игра "Найди звук"











Учимся выделять первые звуки в словах
Игра "Отгадай слово по первым звукам"






Развиваем фонематический слух детей
Игра "Услышь звук"

Игра "Твердый или мягкий"


Игра " шуршит-жужжит" 

(дифференциация звуков Ш-Ж)


Учимся разгадывать кроссворды
Дифференциация звуков [Р] - [Л]









Учимся разгадывать ребусы

Ребусы





Учимся читать
 Читаю сам
 Найди пару







Комментариев нет:

Отправить комментарий